«Не ждите, что ваш ребенок будет таким,
как вы или таким, как вы хотите.
Помогите ему стать собой».
«Десять заповедей для родителей»
Вас приветствует педагог-психолог
Любовь Васильевна Зубарева
Приходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его судьба. Со временем он начинает обо всем этом догадываться. И вместе с особенностями развития у ребенка появляются также и психологические трудности...
Консультация "Общение" (скачать)
Профилактическая работа по снятию агрессии
• рисовать сказку;
• сочинить и рассказать малышу свою сказку;
• сочинить вместе с ребенком сказку на эту тему;
• разыгрывать с помощью любимых игрушек ребенка сценки на тему возможных конфликтных ситуаций с их удачным разрешением без помощи агрессии и насилия.
Важное направление по преодолению агрессивного поведения — это обучить ребенка выражать негативные чувства в более подходящей, социально приемлемой манере.
Часто ребенка воспринимают как агрессивного, хотя на самом деле он просто выражает свой гнев, досаду, злость. Все эти чувства — вполне нормальны, являются частью нашей жизни. Все мы время от времени злимся. И это чувство переполняет нас. Если мы не будем осторожны, оно может вылиться в неприятные формы. Бывает, что мы нагрубим близкому человеку или сорвемся на ребенке. А нашего ребенка точно так же зачастую переполняют чувства возмущения, гнева, ярости. Пытаться держать их внутри опасно, это может негативно повлиять на здоровье. Ведь сильные негативные чувства сопровождает физическое напряжение мьшщ, выработка определенных гормонов, возбуждающих нервную систему. Сдерживая выражение гнева, мы удерживаем в постоянном напряжении наши мышцы, мы переполняем организм гормонами. С другой стороны, агрессивно себя вести тоже нельзя. Каков же выход?
Во-первых, дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью энергичных физических движений:
• колотить кулаками по подушке; рвать газету;
• пинать ногами мяч или мат; бить по дивану пластиковой палкой;
• бегать вокруг дома;
• комкать бумагу;
• играть в снежки зимой;
• кричать во всё горло (в подушку, если нет подходящих условий).
Во-вторых, выражать гнев с помощью творчества. Вы можете предложить ребенку (да и сами попрактикуйте):
• нарисовать свою злость;
• можно просто взять краски и замалевать лист бумаги, как рука возьмет, и делать это столько раз, пока не почувствуете, что полегчало;
• вылепить из пластилина или глины символическую фигуру обидчика или своей злости, и смять ее.
В-третьих, для выражения гнева можно призвать на помощь воображение. Например, можно:
• представить, как злость вытекает из вас, до самой последней капельки;
• представить, как вы выдыхаете из себя злость вместе с воздухом;
• попрыгать, представляя, как вы вытрясаете из себя гнев;
• представить себя в месте, где тихо, спокойно и очень хорошо.
Предложите ребенку много разных способов, чтобы он смог выбрать, что ему больше нравится. Или раз от раза вы можете выбирать новый способ избавления от злости.
Во-первых, дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью энергичных физических движений:
• колотить кулаками по подушке; рвать газету;
• пинать ногами мяч или мат; бить по дивану пластиковой палкой;
• бегать вокруг дома;
• комкать бумагу;
• играть в снежки зимой;
• кричать во всё горло (в подушку, если нет подходящих условий).
Во-вторых, выражать гнев с помощью творчества. Вы можете предложить ребенку (да и сами попрактикуйте):
• нарисовать свою злость;
• можно просто взять краски и замалевать лист бумаги, как рука возьмет, и делать это столько раз, пока не почувствуете, что полегчало;
• вылепить из пластилина или глины символическую фигуру обидчика или своей злости, и смять ее.
В-третьих, для выражения гнева можно призвать на помощь воображение. Например, можно:
• представить, как злость вытекает из вас, до самой последней капельки;
• представить, как вы выдыхаете из себя злость вместе с воздухом;
• попрыгать, представляя, как вы вытрясаете из себя гнев;
• представить себя в месте, где тихо, спокойно и очень хорошо.
Предложите ребенку много разных способов, чтобы он смог выбрать, что ему больше нравится. Или раз от раза вы можете выбирать новый способ избавления от злости.
Кризис трех лет
Кризис трех лет - это норма в развитии любого малыша. Хуже, если кризиса не происходит. Тогда уже можно подозревать проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Но есть и хорошие новости.
Во-первых, кризис надо пережить, и он исчезнет без следа. Так и произошло с нашим знакомым Сережей: ураган промчался, оставив незначительные разрушения и прежнего доброго милого мальчика.
Во-вторых, есть некоторые приемы, помогающие пережить кризис с минимальными потерями.
Кризис протекает с осложнениями в том случае, если родители ограничивают проявления независимости дочери или сына, наказывают или, того хуже, высмеивают всякие попытки самостоятельности.
Следовательно, необходимо:
- помнить, что малыш не из вредности плохо себя ведет, а он занят важным делом и ему очень нужна ваша поддержка и понимание;
- организовать ребенку плацдарм, где он сможет насладиться самостоятельностью.
Хочет сам разбирать принесенные из магазина покупки - пожалуйста. Не бойтесь, он будет очень осторожен. А и разобьет яичко нечаянно не беда, зато будет знать, что яйцо хрупкое и с ним надо быть еще осторожнее. Да и признайтесь - вы то сами разве никогда яиц не разбивали?
Хочет сама ваша дочурка мыть пол и чтоб вы не мешали? Пожалуйста! Выдайте ведерко и тряпочку. Постарайтесь ненавязчиво показать, как это делается, а не хочет - не надо. И обязательно похвалить! Сам (сама) продукты разобрал (а)! О, полы сам (а) помыл (а)! Да ты уже мамин, папин помощник (помощница)! А вам наградой за доверие будет счастливое, светящееся гордостью лицо вашего малыша.
Ключевое слово «ВЫБОР». Чтобы предотвратить скандал, предоставляйте ребенку право выбора. Часто во время кризиса трех лет возникает проблема с одеванием. Особенно когда приходится торопиться. Ни в коем случае не говорите приказным тоном: «Надевай это быстрее!». Покажите две пары колготок:
- Ты какие хочешь сегодня одеть - серые или зеленые? (две рубашки и т.д.)... Заодно и закрепите знания основных цветов и их оттенков с ребенком. И, кстати, не провоцируйте упрямство, подгоняя. Получите с точностью наоборот.
Вместо нотаций расскажите сказку.
Лодка в шторме
Представьте себе сильный шторм в море. Среди волн можно разглядеть маленькую лодочку. Дует бешеный ветер. Огромные волны обрушиваются на лодку и вот-вот потопят ее. Но лодочка отчаянно борется со стихией. И вот ветер начинает понемногу стихать, волны становятся меньше. Вот волны совсем улеглись. Выглянуло солнышко. Лодка продолжает свой путь.
• Какие ассоциации, чувства, мысли вызвало у вас выполнение упражнения?
• Нарисуйте картинку, иллюстрирующее происходящее.
• Думаете ли вы сейчас о своей жизни или о событиях в жизни вашего ребенка?
Это маленький пример, метафора, помогает быстро и образно передать важную информацию. Все мы время от времени переживаем кризисы в нашей жизни. И чувствуем себя словно та лодочка наедине со стихией, именуемой противоречиями.
Консультация "Кризис трех лет.Особенности агрессивного поведения" (просмотр)
Консультация "Кризис трех лет.Особенности агрессивного поведения" (просмотр)